Тинейджер - библиотекарю:
«Руки прочь от Пушкина! Он наш!»
Конференция была организована Областной детской библиотекой им. И.А. Крылова при поддержке Департамента культуры Ярославской области. Форум собрал организаторов детского чтения со всей страны. Помимо Ярославля и районов области, были представлены Республика Коми, Красноярск, Тула, Кострома, Вологда, Волгоград, Орёл, Иваново и Москва. Основным предметом обсуждения стала оценка современного состояния детского чтения и поиск наиболее эффективных методов работы библиотек по привлечению детей к чтению классической литературы. В работе конференции приняли участие более 120 человек: практики библиотечного дела, филологи, психологи, педагоги, а также представитель издательства «КомпасГид».
Заместитель директора департамента культуры Ярославской области Галина Анатольевна Сиротина, приветствуя участников форума, обозначила основные направления государственной культурной политики на современном этапе и подчеркнула, что сегодня библиотеки должны не только заинтересовать детей классической отечественной литературой и богатством родного языка, но и помочь осознать классику как необходимый нравственный, «вневременной» ориентир для становления личности.
Каждый из 20 докладов и сообщений демонстрировал, как мощно развиваются в последние годы детские библиотеки в разных регионах страны, как впитывается и адаптируется опыт коллег, как реально работают новые подходы и методы привлечения современных детей и подростков к классическим текстам, объективно трудным для их понимания.
Заместитель директора по основной деятельности и работе с персоналом Марина Николаевна Залесская рассказала о работе ГБУ Республики Коми Национальной детской библиотеки Республики Коми им. С. Я. Маршака. В библиотеке прошла значительная реорганизация и крупномасштабный ремонт, и все подсобные помещения превратились в дополнительное пространство для общения с читателями. Появился отдел электронного обслуживания «Смайлик», комната сказок «У Лукоморья». «Реорганизация позволила нам максимально открыть фонды, – рассказала М.Н. Залесская. – Оказалось, что большая часть фонда читального зала никогда не выдавалась, а теперь все эти книги стоят в свободном доступе». В НДБ им. С.Я. Маршака большой популярностью пользуются Отдел краеведения и коми литературы «Зиль зель» («Колокольчик») и Межкультурный центр чтения «Ошпи» («Медвежонок»), где представлена литература на языках народов России и на иностранных языках. Из множества проектов НДБ выделяется «Папин выходной». В библиотеке заметили, что к ним нередко приходят разведенные отцы, которым вручают ребенка «на выходной», – и библиотека, как оказалось, самое доступное и уютное место, где можно интересно и с пользой провести время.
Заместитель директора КГБУК «Красноярская краевая детская библиотека» Виктория Викторовна Тишакова отметила: прежде чем читать классику, надо сначала научиться читать. Например, в библиотеке есть дни, когда юный читатель, чтобы получить пароль от вай-фая, должен сначала ответить на вопрос викторины, воспользовавшись для этого книгой. «Создавая агентство «Книга в тренде», мы объявили жесткий кастинг для желающих стать участником! – рассказала В.В. Тишакова. – Цель Агентства – научить чтению. Занятия проводят приглашенные специалисты: филолог, журналист, специалист по культуре речи. Дети сами нарисовали логотип Агентства, пишут эссе, снимают и монтируют видеоролики. А самый первый их ролик назывался «Признание в любви библиотеке».
«Ребята думают, что Пушкин и Толстой писали для учителей, критиков и других взрослых», - главный библиотекарь ОГБУК Костромской области «Костромская областная детская библиотека им. А.П.Гайдара» Любовь Евгеньевна Сычёва считает эту детскую убежденность первым препятствием на пути подростка к классике. Любовь Евгеньевна рассказала о «Газете-заборе»: на стене в библиотеке она вешает большой лист (обычно оборотную сторону от старой афиши, очень чистую бумагу дети не любят!) и ручкой от руки пишет свои любимые стихи, обычно русских классиков. «Сначала ребята в ответ писали то, что обычно пишут на заборе, – говорит Л.Е. Сычёва, – а постепенно рядом со стихами классиков подростки стали оставлять свои стихи - непричесанные, неуклюжие, но стихи! А как-то раз под стихотворением Пушкина, которое я оставила накануне, появилась запись жирным черным фломастером: «Руки прочь от Пушкина! Он наш!» Другое препятствие – в сложности языка, поэтому в Костромской ОДБ им. А.П. Гайдара работает «Школа медленного чтения»: библиотекарь вместе с подростком читает стихотворение и разбирает каждое слово, его значение и контекст. Еще одна форма работы с классикой – «Литературный процесс»: суд над литературным героем, например, над Евгением Онегиным или Петром Гриневым. Ребята берут на себя роль обвинителей и адвокатов, а для доказательства своих доводов привлекают свидетелей. В каждой продемонстрированной форме Л.Е. Сычева раскрывала точные и не банальные детали, которые безошибочно «цепляют» современного подростка.
Все доклады будут опубликованы в сборнике материалов конференции.
В рамках конференции традиционно состоялось награждение лауреатов областного профессионального конкурса на лучшего организатора программы «Летнее чтение-2014» (см. информацию на нашем сайте).
Круглый стол, завершивший форум, стал оживленным и открытым разговором единомышленников. Специалисты единодушно согласились с тем, что библиотекарям необходимо активно помогать и школьным учителям, испытывающим сегодня колоссальные перегрузки, и детям, не умеющим самостоятельно преодолевать проблемы психологического и лингвистического характера, возникающие при чтении классических произведений, и семье, поскольку многие молодые родители сами мало читают.
30 ноября 2014 Просмотров: 1416