«Эти дети позитивно относятся к миру и книги любят!»

19 апреля в ОДБ им. И.А. Крылова в рамках курсов повышения квалификации состоялся областной семинар «Библиотечные сервисы для детей с особыми потребностями».

«На данный момент в Ярославской области живет 3571 ребенок-инвалид», – сообщила присутствующим помощник Уполномоченного по правам ребенка в Ярославской области Ольга Станиславовна Войнова. Дети-инвалиды, а также дети с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) нуждаются в особом подходе со стороны библиотекаря. Каким образом сегодня должна быть оборудована библиотека, как работать с детьми с особыми потребностями, какие методики лучше использовать? Эти и другие темы были рассмотрены на семинаре.

Основными документами, регламентирующими взаимодействие библиотеки и инвалидов, являются Приказ Минкультуры России № 2761 от 10.11.2015 и Приказ № 3235 от 23.12.15. Советник директора ФГБУК «РГДБ» Наталья Александровна Аракчеева (г. Москва) поделилась опытом РГДБ по созданию в библиотеке безбарьерной среды, формированию специализированного фонда, «Яблочных полок», а также об интересном направлении работы, (в т.ч. для детей с ОВЗ), – канистерапии. В РГДБ стал очень популярным проект «Читаем вместе с собакой». «Волонтеры канис-терапевты приводят специально обученных собак, и ребенок 15 минут вслух читает собаке книгу, – рассказывает Наталья Александровна. – Собаку можно гладить, а кроме того, она спокойно сидит и слушает. В отличие от взрослого, собака не ругает и не поправляет ребенка. Цель: читать и не бояться читать вслух».

«С ребенком-инвалидом необходимо общаться на равных, воспринимать его здесь и сейчас, без предварительных установок и ожиданий», – так считает заместитель директора по организационно-инновационной деятельности ГУК ЯО «Ярославская областная специальная библиотека» Лариса Игнатьевна Роньшина. Она подробно рассказала об особенностях работы с детьми, в зависимости от ограничений в их здоровье. Кроме того, Лариса Игнатьевна привезла рукотворные тактильные книги, которые маленькие дети с ограничениями по зрению могут «читать» на ощупь (см. на фото).

«Основная задача при работе с детьми с ОВЗ – научить такого ребенка жить среди других людей, чувствовать себя полезным», – отметила Людмила Владимировна Фомина, директор ГОАУ ДО ЯО «Центр детей и юношества». Кроме того, Людмила Владимировна считает необходимым взаимодействие и с родителями таких детей: нужно вовлекать родителя в образовательный процесс ребенка. И третий важный момент – необходимость обучения и психологической реабилитации тех сотрудников, которые непосредственно работают с детьми-инвалидами и детьми с ОВЗ.

Значимой частью семинара стали выступления коллег из библиотек Ярославской области, которые рассказали о своем опыте работы с детьми с особыми потребностями.

Светлана Анатольевна Николаева, заведующая методико-библиографическим сектором Центральной детской библиотеки МУК ЦБС г. Рыбинска сообщила о работе рыбинских библиотек с детьми в рамках сетевой программы «Милосердие».

В ДБ им. М.М. Пришвина МУК «ГБО» г. Переславля-Залесского делают акцент на индивидуальное взаимодействие: с Анной (ДЦП) библиотекарь Надежда Александровна Думнова занимается рукоделием, а с Надеждой (некоторые отклонения в развитии) они осваивают компьютер, читают, сделали альбом про храмы Переславля.

Детская библиотека-филиал № 2 МУК «ЦСДБ г. Ярославля» уже более 20 лет сотрудничает с Ярославской школой-интернатом № 7 (для слабослышащих детей). «При работе с такими детьми главное – наглядность, – рассказывает Татьяна Сергеевна Громова, ведущий библиотекарь детской библиотеки-филиала № 2 МУК «ЦСДБ г. Ярославля». – Каждое мероприятие мы долго готовим, чтобы обеспечить ему визуальную поддержку». Например, занятие по сказке «Каша из топора». Дети видят большую нарисованную красками печь, реальные крупы в баночках, и в процессе они осваивают не только алгоритм варки каши, но и разбирают характеры героев сказки. В библиотеке с этими детьми общаются, не используя язык жестов. Педагоги в интернате учат ребят читать по губам, поэтому библиотекарь при общении всегда стоит лицом к группе, не поворачивает голову, не ходит по аудитории, рассказывает простыми фразами без придаточных предложений.

Семибратовская библиотека «МУК Ростовская МЦБ» уже долгое время взаимодействует с отделением реабилитации детей и подростков МУ КЦСОН «Радуга» в Ростове Великом. На базе реабилитационного центра один раз в месяц сотрудники библиотеки, в частности библиотекарь Ольга Алексеевна Максимова, с вниманием и любовью проводят развивающие занятия и приносят для детей книги. Ребята, занимающиеся регулярно, объединились в клуб «Узнавай-ка!», который действует уже 5 лет.

Библиотека-филиал № 5 МУК «ЦСДБ г. Ярославля» давно сотрудничает со специальной коррекционной школой-садом № 158 г. Ярославля (дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата и умственного развития). «У нас разработана комплексная программа «Сказочная Россия», – рассказывает Виктория Александровна Лутковская. – Сейчас два сотрудника раз в месяц выходят в школу-сад и проводят три мероприятия для трех разных групп, т.е. одно мероприятие на группу. Программа общеразвивающая, основана на русских народных сказках и сказках народов России: пополняет и словарный запас, и развивает мелкую моторику. Например, дети с ампутацией очень любят лепить и пытаются сделать своими руками (с которыми серьезные проблемы) то, что делают здоровые дети. И добиваются результата, и позитивно относятся к миру, готовы общаться и книги любят смотреть!.. Что касается данного семинара, то мне было интересно послушать про формы работы с детьми с конкретными ограничениями по здоровью. В частности, от коллег из Пришвинки и из Семибратовской библиотеки».

«Вся информация, полученная на семинаре и на других мероприятиях курсов повышения квалификации, для нас безусловно полезна, – отметила по окончании семинара Ольга Николаевна Климычева, заместитель директора по работе с детьми ЦБС Тутаевского МР. – И опыт работы других библиотек было полезно послушать, и обновить знания по нормативной документации. Очень понравились деловые игры, в которых мы участвовали. Они нас как-то мобилизовали и подвели итог пройденному материалу».

«Полезно было все! – говорит Елена Алексеевна Волкова, заведующая ДБ МБУК «Пошехонская ЦБС». – Нам показали актуальные документы, правовые, юридические. Наталья Николаевна Горбунова проконсультировала, какими книгами лучше комплектовать фонд и где взять книги подешевле. Вопросы техники безопасности разбирали с Никаноровым Александром Михайловичем. Деловая игра, которую проводила Анна Евгеньевна Сергеева, великолепно закрепила ранее полученные знания. Кроме того, нас учили работать с видео-файлами и фотографиями в компьютерной программе. Преподаватель Прохоров из Демидовского университета проверил наши организаторские способности. Большое всем спасибо!»

Ольга Иванова, редактор научно-методического отдела ОДБ им. И.А. Крылова