Нина Дашевская: «Чтение – это не обязанность!»

В Крыловку приезжали писатель Нина Дашевская и литературный критик Мария Порядина. На встрече с библиотекарями московские гости рассказали о конкурсе «Книгуру», прототипах литературных героев, бытовом чуде и вдохновении.

Литературный критик и старший научный сотрудник Российской книжной палаты Мария Порядина уже не первый год работает в экспертном совете конкурса «Книгуру». На встрече с библиотекарями Мария Евгеньевна в первую очередь рассказала о самом конкурсе и порядке его проведения.

Мария Порядина:

Конкурс организован в 2010 году – сейчас идет 8-й сезон. Особенность нашего конкурса в том, что окончательное решение в нём принимает непосредственно его целевая аудитория. Написано: «для детей и подростков» – вот они-то и работают в жюри!

Как во многих литературных конкурсах, отбор проводится в два этапа. Сначала весь поток номинированных рукописей проходит через нескольких «взрослых» экспертов. Экспертный совет составляется из специалистов, которые профессионально занимаются книгой и чтением: это могут быть писатели, литературные критики, журналисты, библиотекари, педагоги, исследователи – филологи или книговеды. Но в экспертный совет не могут войти – и это принцип! – люди, которые занимаются книгой на коммерческой основе, то есть издатели и книготорговцы.

В этом году мы получили 613 рукописей. Члены экспертного совета уже закончили их чтение, и мы составляем «Длинный список» – не более 30 произведений, достойных читательского внимания. («Длинный список» уже сформирован и объявлен в начале октября.) Потом из него будет сделан «Короткий список» – не более 15 рукописей, которые публикуются в специальном разделе на портале конкурса книгуру.рф.

Тут начинается второй этап – в действие вступает подростковое открытое читательское жюри. Любой человек в возрасте от 11 до 17 лет, читающий по-русски, имеет право принять на себя полномочия члена жюри. Но это не только право, как вы понимаете, но и вполне взрослая ответственность.

Чтобы стать членом жюри, подростку нужно войти на сайт и зарегистрироваться – это стандартная, несложная процедура, все умеют. Регистрация нужна для того, чтобы будущий член жюри смог подтвердить свою личность и возраст: дать ссылку на свою страницу в ВК, Фейсбуке или контакт какого-то взрослого (родителя, учителя, библиотекаря). Нужно же нам удостовериться, что в жюри просится реальный подросток, а не взрослый прохиндей какой-нибудь!

Каждому, кто принял на себя судейские обязанности, нужно будет прочитать как минимум 5 конкурсных текстов и каждый оценить по 10-балльной системе, а главное – сформулировать, почему поставил именно эту оценку. Учитываются только те оценки детей, у которых есть такой читательский отзыв. Понятно, что далеко не все ребята становятся полноценными членами жюри, некоторые просто читают для своего удовольствия; но есть и те, кто прочитает все 15 текстов и на каждый напишет развернутую рецензию. Иногда здесь можно прочесть такие оригинальные суждения, которые ни одному взрослому даже в голову не могли бы прийти!

Более того, на сайте книгуру.рф ребята могут не только голосовать, но и общаться по поводу прочитанного. Правилами конкурса такое общение не запрещается, в нём могут участвовать все желающие, даже взрослые. Просто взрослым нельзя «давить» на детей, вести себя авторитарно. (Впрочем, никому нельзя.) В обсуждении рукописей могут участвовать и сами авторы. Иногда им приходится выслушивать от читателей довольно неожиданные замечания! У нас бывали случаи, когда автор рукописи пытался детям внушить, что они его текст «неправильно прочитали», не так поняли... В этих случаях, конечно, в обсуждение может вмешаться модератор; но обычно дети его не дожидаются и сами объясняют автору, что все эти поучения вдогонку уже неуместны. Таким образом, дети учатся общаться, вести диалог, выслушивать чужое мнение и убедительно доказывать своё.

Почему это общение кажется нам важным? Вы знаете, что читающий ребенок – это у себя в классе, во дворе нередко одиночка, у которого богатый внутренний мир, но мало друзей. Такой подросток более «закрыт», чем его сверстники, для него характерно это чувство – «ах, никто меня не понимает». Общение на форуме конкурса помогает преодолевать эту отъединенность: читатель находит себе и собеседников, и единомышленников, и новых друзей, которым тоже хочется сочувствия и понимания.

При этом «Книгуру» приносит пользу и книжному делу, книжному рынку. За ходом конкурса и детскими обсуждениями обычно очень внимательно следят издатели, и потом выходят бумажные книги. Кроме того, после закрытия сезона тексты никуда не исчезают. Как минимум в течение года (а если издатели не возражают, то и дольше), они продолжают висеть здесь же, на сайте книгуру.рф, формируя таким образом доступную и совершенно легальную библиотеку современной литературы для подростков. Сегодня, когда в нашей стране очень много проблем с книгораспространением, это особенно актуально.

Конкурс «Книгуру» – единственный в своем роде, и нам кажется, что от него есть некая социальная польза. Поэтому мы открытым текстом просим помощи своих коллег и, конечно, детских библиотекарей. Детская библиотека сегодня – это культурный центр и, в отличие от школы, здесь и у ребенка, и у взрослого гораздо больше свободы. Если вы хотите с нами сотрудничать в качестве организатора детского чтения, мы будем этому очень рады.

Можно собирать библиотечный актив и читать с детьми конкурсные рукописи, можно выходить в школы и другие детские учреждения, можно своих родных и знакомых детей мотивировать на участие в детском жюри.

Конкурсные тексты можно читать с экрана, скачивать себе в планшет или читалку; кто любит читать на бумаге, тот может распечатывать себе тексты на принтере. Всё это можно давать друзьям, знакомым. Любое некоммерческое распространение текстов «Книгуру» для чтения не только не запрещено, но даже и приветствуется.

Формы читательской активности тоже могут быть разнообразны. Правилами конкурса ничего такого не запрещено: можно читать конкурсные рукописи всем классом, всей библиотекой. Только голосовать дети должны самостоятельно, оценки взрослых не учитываются. В детской библиотеке можно проводить конкурсы на лучшую рецензию, а нас привлекать в качестве жюри. Можно организовать читательскую конференцию по произведениям того или иного автора «Книгуру», а потом изучаемый автор приедет к вам в библиотеку или в школу! Нужно только написать нам письмо, и мы обязательно пойдем навстречу. Мы сами любим читать – и любим, когда наших авторов читают!

Нина Сергеевна Дашевская – это тот автор, старт писательской карьере которого в 2013 году дал именно конкурс «Книгуру». Ярославским библиотекарям Нина Дашевская в первую очередь рассказала о том, как дошла до своей писательской жизни.

Нина Дашевская:

Отправить рукопись на конкурс мне было гораздо проще, чем отправить ее в издательство. Мне казалось, что писатели – это Толстой, Достоевский… А на конкурс очень легко отправить текст, потому что они сами зовут: присылайте нам рукописи.

В конкурсе «Книгуру» мне все нравится, ведь я его выигрывала. А если серьезно, то это та площадка, которая реально дает дорогу новым авторам: каждый сезон среди победителей половина фамилий – новые. И очень полезна бывает прямая связь с читателями. Отзыв от незнакомого человека, особенно ребенка – это что-то необыкновенное. Это совсем не то, что от знакомого.

А для детей «Книгуру» – это место для необязательного, небытового общения. Здесь ребята могут поговорить о чем-то чуть более приподнятом над реальностью, и они это очень любят: поговорить, показать, какие они умные. А они и правда умные! Уровень рецензий бывает очень высок. А бывает, что человек плохо формулирует свои мысли, но это настолько искренне и настолько точно, что ты понимаешь, что и бог с ними, с этими запятыми… И для них нет авторитетов, это те дети, которые спокойно пишут в рецензии: «Советую писателю писать более плавно».

Библиотекари, пришедшие в ОДБ им. Крылова на встречу, подготовились заранее и, когда появилась такая возможность, стали задавать Нине Дашевской вопросы. Есть мнение, что современные тексты, предназначенные для подростков, нужно сначала читать взрослым?

Естественно, фильтр должен быть, есть какие-то «красные флажки», которые должны стоять. Но мне кажется, что это поле, огороженное флажками, иногда слишком большое. Например, в этом году мой ребенок прочитал книжку, которую я не хотела бы, чтобы он читал. Но я ничего не могу сделать. Мне нравится сам факт: человек пошел, сам купил книгу, на свои деньги… Да, мы очень хотим, чтобы они прочитали наших «Мушкетеров», «Детей капитана Гранта», Крапивина… И они читают, но не всё. И Жюль Верн почему-то совершенно не идет, и Дюма не идет. Темп жизни сейчас другой, это очень сильно сказывается. И если мы хотим, чтобы дети шли к нам, мы должны идти к ним: послушать ту музыку, которую они слушают, почитать, что они читают, и картинки посмотреть, которые они рисуют.

Я больше всего люблю подростковую литературу. И героям моих собственных книг часто 13 лет. Я хорошо помню этот свой возраст, когда человек уже взрослый, а защитная мозоль у него еще не наросла. В этом возрасте все настройки включены до максимума: в 13 лет вы дружите на всю жизнь и ссоритесь на всю жизнь. Сознание еще свободно от выживания, и есть время подумать, как устроен мир. Это очень болезненный возраст. Масса неприятных открытий по поводу самого себя, когда вдруг понимаешь, что ты не такой уж и умный, и талантливый, а просто тебя мама любит. Это в лучшем случае, если тебе повезло. А есть довольно много детей, которых мама не любит, или они так думают. И, кстати, вопрос пользы чтения для родителей меня смущает. Если мама больше любит печь пирожки, чем читать книжки, то пусть лучше она испечет ему пирожки. И они вместе с сыном посидят, выпьют чаю, поговорят...

Я как-то была на встрече в школе, и шестиклассники мне стали рассказывать, почему мы должны читать: «Чтобы увеличить свой словарный запас» – и т.д., и т.п. И учительница, смотрю, сидит такая довольная, потому что дети правильно отвечают… И я им тогда говорю: вы вообще ничего не должны! Чтение – это не обязанность! Простые ответы – всегда неправильные.

Многие ваши книги посвящены музыке. А как в вашей жизни впервые появилась музыка, как вы ее ощутили?

В музыку меня за руку привела мама, в музыкальную школу. У меня все было хорошо с техникой, все хорошо получалось, но особенной любви к музыке никакой не было. Мне казалось, что люди, когда ходят слушать музыку в концертный зал, – они просто делают вид, что им это нравится. А мне говорили: давай-давай, ты должна, у тебя ответственность перед своим талантом... И вот я после 7-го класса, в 14 лет попала в музыкальное училище. И на первом курсе мы поехали в Петербург, в мае месяце, это было романтическое путешествие (с моим будущим мужем). И мы слушали Седьмую симфонию Шостаковича. И Шостакович стал для меня проводником в мир музыки. Так бывает - не Вивальди, не Моцарт. Потом началось; и Прокофьев у меня любимый из любимых... Вообще я понимаю, когда дети не очень любят музыку, не могут спокойно сидеть на концерте… Мне кажется, что наша задача – показать им, что есть разные сложные виды искусства, от которых мы получаем удовольствие. Что есть еще что-то, важное, кроме борьбы за существование и высоких технологий.

Я давно хочу купить и прочитать вашу книгу «Я не тормоз», вижу ее в «Лабиринте», но всякий раз меня останавливает название. Ведь у вас было «Вивальди», «скрипка», и тут этот «тормоз»?

Да, провокационное название. Оно предполагает трудного подростка, но в книге это не совсем так. У меня часто ничего не происходит в книжках такого… Главный сюжет: я иду и думаю, или как в данной книге: он едет и думает. «Я не тормоз» – книжка, которая сама себя написала. У меня тогда случился затык: первый раз в жизни, когда не пишется. Меня тогда как раз начали печатать. До этого легко шло, пишешь и пишешь, а потом вдруг понимаешь, книжка взяла премию – и всё, уже нельзя написать хуже. «Я не тормоз» для меня эксперимент – там есть только герой. Он отчетливо москвич и человек, родившийся в XXI веке, и, наверно, первый мой персонаж, у которого нет болезненной проблемы: я очень хочу, чтобы со мной все дружили.

Современные подростки читают много фэнтези. А ваши книжки – про волшебство, которое есть вокруг нас. Понимают ли это дети?

Есть вещи, которые можно воспринимать как чудо, а можно пройти мимо. Например, я написала книжку про театр (она сейчас на редактуре). Это театр изнутри глазами местной мыши. Эта мышка разговаривает, умеет читать, слушает музыку и дружит с парнем-ударником. У этого ударника есть реальный прототип – очень интересный человек, который, например, прочитал Джойса в оригинале, а играет в оркестре на всякой мелочи, на треугольнике… Мы с ним не особенно близко дружны, но я его как-то спрашивала, какие ударные инструменты используются в «Щелкунчике». Он знает, что я пишу, ничего моего не читал, но относится с пониманием. И вот я ему пишу про уже готовую книгу: она начинается с того, что идет спектакль «Щелкунчик» и мышка там бегает… И он мне отвечает: «А знаешь, я как-то водил крысу жены к ветеринару. У меня тогда был двойник (два спектакля в один день), мне некуда было его деть, и крыс сидел со мной в яме. Обалдел совершенно…» У ударников в оркестровой яме – отдельно отгороженное место. Мне кажется, что вот такие странные совпадения – это и есть чудо.

Конечно, буквальных прототипов не бывает, обычно берешь из жизни какую-то часть. Например, вот идет по улице человек с контрабасом. Я вижу его и сочиняю в голове текст: «Вот идет по улице человек с контр…» – нет, пусть лучше с флейтой, и вообще лучше девочка. Но этот ударник… Его еще художница для книги нарисовала один в один, хотя никогда не видела. Я боюсь, когда книга выйдет, он придет ко мне и скажет: надо мной все смеются! Говорят: это ты тот странный ударник, который разговаривает с мышью?

С какой вашей книги лучше начать чтение?

Это зависит от возраста. «Вилли» – для детей 9-10 лет. Если ребенок любит истории, то лучше других подойдет «Скрипка неизвестного мастера». Вот недавно совсем Марии Евгеньевне [Порядиной – прим. ред.] в Фейсбуке попалось обсуждение, где женщина рассказывала про своего сына-подростка. Он прочитал несколько книг Дашевской и просил маму узнать: «А не напишет ли эта писательница еще что-нибудь поскорее, пока я еще мальчик подходящего возраста?»

Герои ваших книг – талантливые дети. Но ведь в жизни не так. Или все дети талантливые?

Я не знаю ни одного человека, и ребенка в том числе, который бы себя чувствовал обычным. Понятно, что обычных детей не бывает. Особенность ребенка более заметна, если она совпадает с каким-то школьным предметом: этот хорошо пишет сочинения, этот – программист, этот – музыкант. Сейчас наши дети получают огромное количество грамот, дипломов и нередко думают, что они очень талантливые. А потом они вырастают и вынуждены делать в офисе какое-то обычное дело, когда ты – один из многих. Это сложная история. Ко мне почти после каждой встречи подходит человек, который говорит: я пишу, что мне с этим делать? Я не знаю, что с этим делать. Но я никогда не скажу: «Ты не Рихтер, не играй!» Играйте!

После встречи с Ниной Дашевской и Марией Порядиной слушатели не хотели расходиться. Наталья Евгеньевна Колчина, зав. отделом хранения, гигиены и реставрации фондов ОДБ им. И.А. Крылова, поделилась своими впечатлениями.

Было невероятно интересно! Нина Дашевская – писатель внутренне очень юный и солнечный! Она подкупает своей искренностью, и сразу понимаешь, что в этом человеке очень много хорошего. А для детского писателя очень важно быть хорошим человеком. У Нины получается через книги передавать свою доброту, и это происходит легко, ненавязчиво, без назидательности. Мы привыкли, что в главном герое обязательно должна быть какая-то червоточинка, а ее Игнат из книги «Я не тормоз» – такой привлекательный, непосредственный, ему хочется подражать. И еще важное: никто из современных детских авторов, мне кажется, не пишет так о музыке. Она умеет найти нужные слова. Оказывается, во «Временах года» Вивальди каждый звук не случаен! Нина рассказывает о классической музыке так, что хочется обязательно послушать произведение, испытать на себе его действие. Ведь есть надежда, что музыка может открыться в каждом из нас, неважно, взрослый это или ребенок, – и прозвучать… А толчком могут стать книги Нины Дашевской.

Любимые книги и авторы наших гостей

Нина Дашевская

  • Петер ван Гестел. «Зима, когда я вырос»
  • Гэри Шмидт. «Пока нормально»
  • Дарья Вильке
  • Мария Ботева
  • Юлия Кузнецова. «Где папа?»

    Мария Порядин

  • Андреас Штайнхёфель «Рико, Оскар и тени темнее темного»
  • Эдуард Веркин
  • Мария Ботева
  • Ирина Лукьянова. «Стеклянный шарик»
  • Станислав Востоков. «Фрося Коровина»
  • Нина Дашевская

    Наша справка

    Книгуру» – Всероссийский конкурс на лучшее литературное произведение для детей и юношества. В 2010 году учрежден Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям и Некоммерческим партнерством «Центр поддержки отечественной словесности».

    Цель конкурса – найти и представить обществу новую интересную русскоязычную литературу для подростков, сделать литературные произведения для подростков доступными читателю, независимо от географии.

    «Книгуру» – единственный российский национальный литературный конкурс, в котором победители выбираются прямым читательским голосованием, причем голосовать может только целевая аудитория конкурса: подростки от 10 до 17 лет.

    Площадка конкурса on-line: книгуру.рф

    Подготовила Ольга Иванова, редактор научно-методическго отдела ОДБ им. И.А. Крылова