Зачем нам читать?

24 марта в ОДБ им. И.А. Крылова состоялся семинар по знаменитому пособию английского писателя и идеолога чтения Эйдана Чамберса «Расскажи: читаем, думаем, обсуждаем».

Эйдан Чамберс – детский писатель с мировой славой, однако художественные произведения этого автора на русский язык пока не переведены. Гораздо больше повезло российским учителям и библиотекарям: Издательский дом «Самокат» впервые перевёл и выпустил практическое пособие Чамберса по обучению детей чтению «Расскажи». В книгу вошли две работы автора с теоретическими и практическими советами для взрослых, которые хотят помочь детям стать читателями. Только в Англии эта книга выдержала более 15 переизданий, выходила также в 12 других странах, была переведена на 10 языков. Интересно, что сам Эйдан до 10 лет относился к «нечитающим детям», и стал увлеченным и вдумчивым читателям только благодаря усилиям и участию конкретных взрослых – учителей и наставников. Поэтому его опыт и методики по привлечению к чтению особенно весомы.

Евгений Карпов, редактор и переводчик книги, приехал в Ярославль, чтобы представить издание и поделиться практическими методиками, которые в нём описаны.

«Мало привести ребенка в библиотеку и дать ему в руки книгу, – говорит Евгений Карпов, – надо сделать чтение приоритетным, чтобы ребенок предпочел это занятие другим».

Чтобы это стало возможным, прежде всего, необходима реализация «круга чтения». В центре круга – читатель-наставник (взрослый человек: родитель, учитель, библиотекарь). И, чтобы ребенок начал читать, необходимо взаимодействие трех основных составляющих: доступность разнообразных книг (выбор), само чтение как процесс (выделение времени для чтения и организация места для чтения) и возможность для ребенка поделиться впечатлениями о книге (отклик, беседа о прочитанном).

Однако нередко все попытки привлечь ребенка к чтению натыкаются на вполне законный детский вопрос: а зачем мне читать? Участники семинара не только прослушали теоретическую часть, но, привлекая свой опыт работы, рассказали, как они отвечают на подобные вопросы.

Елена Алексеевна Волкова (детская библиотека МБУК «Пошехонская ЦБС»), рассказала, что у них самая потерянная для чтения категория – это подростки (7-8 класс): «С этими ребятами я чаще всего стараюсь говорить индивидуально. Если передо мной лидер, то советую читать, потому что это позволит ему ещё больше упрочить свой авторитет среди сверстников. А если ребенок тихий и стеснительный, я ему объясняю, что преимущество книг в том, что они дают новые знания, опору в жизни, ответы на важные вопросы. С начитанным человеком всегда интересно и общаться и дружить! А в целом на семинаре, я считаю, мы расширили свои знания. Хотя ключевые моменты, в принципе, уже знали, но есть и новое. Я вот сейчас в книге Чамберса прочитала, что хорошо, если в районе библиотеки живет какой-либо литератор. Мы тоже всегда это в работе используем – приглашаем наших местных поэтов почитать свои произведения. И дети у нас потом просят не детективы или приключения, а «дайте нам стихи»».

«Информация на семинаре была представлена очень актуальная, – говорит Нелли Николаевна Воробьева (филиал № 11 МУК «ЦСДБ г. Ярославля»). – Я как раз сейчас провожу литературные уроки для школьников. Вместе с ребятами обсуждаем книги, а тут была дана конкретная методика. И сама подача материала - немонотонная, с обратной связью, – очень хорошо воспринималась».

Татьяна Николаевна Кузнецова (филиал № 7 МУК «ЦБС г. Ярославля») отметила, что «был представлен несколько другой взгляд на то, что мы обычно делаем, более маркетинговый, что ли. Большая часть озвученных методик уже есть в нашей практике, причем это известно еще из советского библиотечного дела. Но тут была приведена более современная терминология и были выделены некоторые важные практические моменты. Такие мероприятия, как сегодня, заставляют думать, использовать нестандартные методы работы».

Екатерина Дмитриевна Иванова, библиотекарь детского отделения филиала № 18 МУК «ЦБС г. Ярославля»: «Было очень интересное общение, много интересной информации общего характера (о книгах, фильмах, сайтах). Думаю, что книга Чамберса достойна изучения. Я ещё буду её читать, разбираться. Трудно сейчас отметить какие-то инновации, но уже можно сказать, что практический материал чётко систематизирован, упорядочен, и это уже само по себе полезно».

Татьяна Владимировна Маханькова, ведущий библиограф отдела справочно-библиографической и информационной работы ОДБ им. И.А. Крылова: «Очень понравилась подача материала ведущим, как он рассказывает, с наглядными примерами. Книга Чамберса мне отчасти уже знакома. Конечно, автор Америку не открыл, большая часть информации нам известна. Например, тот же метод «Расскажи» у нас практиковался ещё с советских времен: ребенок сдавал книги на абонементе и с ним работали точно по вопросам Чамберса: что понравилось в книге? Что не понравилось? Сейчас, конечно, никто уже на детей не «давит», но если посетитель просит дать «такую же книгу», библиотекарь по этой же схеме выясняет, что именно «зацепило» ребенка в произведении. В книге «Расскажи» информация хорошо систематизирована. Это как указатель форм работы, некая шпаргалка-напоминание, если вдруг что-то забыл. Например, по стендам (Чамберс называет «дисплей») всё по пунктам расписано, и, оформляя книжную выставку, будет очень полезно сверяться, чтобы ничего не упустить».

Семинар был организован ГОУ ДПО ЯО «Учебно-методический и информационный центр работников культуры и искусства Ярославской области» и научно-методическим отделом ГУК ЯО «Областная детская библиотека им. И.А. Крылова». В нем приняли участие 35 библиотечных специалистов ЦБС и ЦСДБ г. Ярославля, библиотек районов области, ОДБ им. И.А. Крылова. Судя по оставленным отзывам, мероприятие единодушно было признано очень эффективным и полезным.

В серии «Самокат для родителей» книга Э.Чамберса «Расскажи» продолжает тему, успешно начатую бестселлером Д. Пеннака «Как роман». Эйдан Чамберс – известный английский писатель, горячий идеолог чтения, автор множества книг про подростков и для подростков. Его усилия направлены на поиск механизмов, которые позволили бы взрослым привлечь детей к чтению. Ведь чтение, согласно исследованиям современных ученых, - едва ли не самый эффективный инструмент интеллектуального и духовного развития человека. Проблема исследуется с разных точек зрения — философской, психологической и — что очень важно! — с методической. Книга содержит множество рекомендаций для тех, кто работает с детьми и книгами: для библиотекарей, учителей, родителей, организаторов внеклассной работы.